О художественной ценности

               Многие спрашивают: в чём художественная ценность той или иной картины? Мы рассмотрим этот вопрос в данной статье, но прежде следует определиться с тем, что это такое. Сразу оговоримся, что стоимость картины не всегда соотносится с художественной ценностью. На стоимость часто влияют факторы, никак не связанные непосредственно с процессом написания картины.

               Художественная ценность – это набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства.

               Если предмет искусства, вступая во взаимоотношения с социумом начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз и кроется в художественной ценности артефакта, предмета искусства.

               То есть товар имеет товарную ценность, состоящую из его себестоимости, в виде материала и трудовых временных затрат на его изготовление, а также добавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства, исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысокой: для картины она складывается из цены подрамника, холста, грунта, красок и работы художника. В реальности часто бывает так, что за предмет искусства (или предмет, похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену.

               Потому что все свойства, характеристики, критерии наличия художественной ценности в произведении искусства являются проявлением сущности и содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Они могут быть реализованы как реальность через творческий замысел, идею автора в художественном материальном воплощении.

                Поэтому можно выделить следующие факторы, из которых складывается художественная ценность картины:

         1. Уникальность картины. Прежде всего это оригинальный сюжет, который не имеет повторов, работа выполнена в единственном экземпляре (исключение – авторская копия, но в количестве одной-двух, иначе уникальность, а с ней и художественная ценность будут утрачены). В искусстве должно быть неповторимое и оригинальное.

         2. Важнейший критерий качества художественной формы – его органичная связь с содержанием. При этом действует презумпция художественной формы, исходя из того, что содержание искусства всегда одно – это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма же не универсальна, а оригинальна (если она авторская) и уникальна, т.е. присуща предмету работы только конкретного автора, узнаваема и неповторима. Если форма банальна, пошла, избита, негармонична, то никакое самое прекрасное содержание не сделает из вещи предмета искусства. Содержание («прочтение», толкование) предмета искусства во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время форма, как предмет реальной видимости, можно сказать овеществленности, более объективна для оценки.

         3. Техническая сторона вопроса. Большинство художников, чьи работы общепризнанно являются ценными в художественном плане, имеют за плечами академическое художественное образование; знакомы с принципами композиции, перспективы, техниками смешивания красок и прочими нюансами. Конечно бывают гении-самоучки, но это скорее исключение, чем правило. Кроме того, ценность добротно и последовательно воспроизведенной традиции является важным критерием оценки произведения традиционного искусства; а новизна, небывалость, необычность формы – для искусства нетрадиционного, современного, авангардного.

         4. К художественной ценности может быть добавлена также историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография». Такие явления как: имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи, скандал, реклама, субъективность личной оценки в художественную ценность не входят и никакого отношения к подлинной сути искусства не имеют. Но на стоимость работы несомненно могут повлиять.

                  И в итоге мы приходим к тому, что свойства художественной ценности – это все то, что в арт-объекте (картине, скульптуре, инсталляции и пр.) нельзя взвесить, пощупать или измерить. То есть - они нематериальны. Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал и конструкция подрамника, грунтовка домашней или промышленной выделки, ровность красочного слоя и техника мазка, количество времени, которое было вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста, название работы и прочее – всё это отношения к художественной ценности предмета искусства имеют очень мало. В то же время они имеют возможно решающее значение для картинки как товара, выставленного на продажу.

                  Вот почему так интересно получается, когда картина, как предмет имеющий художественную ценность - фактически не имеет точной цены, но она обладает универсальной в зоне искусства художественной ценностью.